Колесо велосипеда принимает на себя нагрузки, возникающие в процессе эксплуатации этого транспортного средства. Назначение колеса удерживать вес велосипедиста и всей конструкции велосипеда и справляться с ударными нагрузками, которые возникают от неровностей дороги. Колесная пара должна иметь запас прочности при небольшом весе.
Эти противоречивые требования усложняют конструкцию велосипедного колеса. Основные элементы колеса это: обод, покрышка, камера, втулка и спицы и. Основной рабочей характеристикой колеса является диаметр обода. От величины диаметра колеса зависят размеры конструкции всего велосипеда.
Стандарты размеров диаметра велосипедного колеса определены международной системой ETRTO. Размер колеса — это величина посадочного диаметра в том месте, где соприкасается покрышка и обод. Единицами измерения диаметра колеса являются дюймы или миллиметры. Самый маленький стандартизированный диаметр велосипедного колеса 20 дюймов. Самый большой – 29 дюймов.
Содержание статьи
Элементы конструкции колеса велосипеда
Обод
Наружная часть обода стыкуется с покрышкой и защищён ей. Внутренняя часть соединена с втулкой спицами. При изготовлении ободов применяют особые виды стали, различные марки алюминиевых сплавов и композитные материалы. Основным требованием к ободам велосипеда является максимальная прочность и в тоже время наиболее низкий вес изделия. Обод одновременно является одним из компонентов тормозной системы велосипеда.
Шина
Шина состоит из покрышки и камеры. Покрышка — элемент велосипедного колеса, который защищает от повреждения обод и принимает на себя часть ударных нагрузок от неровностей дороги. На поверхности покрышки находится объёмный рисунок — протектор, который обеспечивает сцепление колеса с поверхностью дороги. Размер шины определяют два показателя — посадочный диаметр и ширина. Размеры покрышек также должны соответствовать стандарту ISO ETRTO, который принят во всем мире. Камера предназначена для поддержания необходимого давления воздуха. Есть бескамерные шины, объединяющие в себе покрышку и камеру.
Спицы
Спицы соединяют втулку колеса и обод. Материалом для спиц может служить сталь, алюминиевые сплавы или титан. Различные виды спиц отличаются геометрией поперечного сечения по длине: постоянного и переменного сечения. Количество спиц в колесе определяется типом велосипеда и стилем езды. Их количество может быть минимальным. Существуют дисковые колёса без спиц.
Втулка
Втулка — центральная часть на горизонтальной оси колеса. Состоит из оси и двух подшипников на ней. С ободом соединена спицами. Осью колесо крепится к велосипедной раме. Передняя втулка в своей конструкции не имеет дополнительных устройств. Задняя втулка может иметь внутри тормозной барабан или элементы трансмиссии: планетарный механизм, храповой механизм или фривил.
Также читать на эту тему:
Протектор на шинах для велосипеда. Покрышки с протектором для грязи и гравия имеют “агрессивный” рисунок с редкими и крупными зубцами по всей площади. Такой рисунок обеспечивает хорошее сцепление колёс велосипеда с поверхностью при самом плохом состоянии дороги. Устанавливаются на МТВ велосипеды…
Обода велосипеда. Трёхстенный обод. Для горных велосипедов и других экстремальных видов велоспорта используют наиболее крепкие трёхстенные обода. Ещё одна дополнительная поперечная перемычка и высокий профиль обеспечивают не только продольную, но и дополнительную боковую жёсткость обода…
Деревянные обода для велосипеда. как только развитие технологий позволило изготавливать качественные обода из металла, деревянные обода запретили использовать в велоспорте. Ещё одной причиной стало появление ободных тормозов, которые быстро разрушали деревянную поверхность обода. На треке их продолжали использовать вплоть до 40-х годов 20-го века…
Виды передачи крутящего момента на колесо велосипеда. Фривил – в этой конструкции специальная трещотка при помощи резьбы накручивается на корпус втулки. Зацепы и собачки закрыты и расположены в корпусе фривила. В корпусе втулки находятся только три подшипника, под фривмлом находятся два из них…
Основные узлы и части велосипеда. Рама:
— верхняя труба;
— нижняя труба;
— подседельная труба;
— рулевая труба…