Технические революции в велоспорте

Технические революции в велоспорте

Применение новых материалов

Технические революции в велоспорте.  Алюминий. Впервые алюминиевые обода на велосипеде использовал гонщик Антонин Майне в 1934 году на гонке Тур де Франс. Обода были с центральной полой секцией, чтобы усилить отверстия под ниппель устанавливалась специальная вставка. За счёт общего малого веса велосипеда гонщик получал преимущество перед конкурентами. Организаторы Тур де Франс не сильно приветствовали различные новшества и алюминиевые обода не были разрешены. Команде из Франции пришлось хитрить и они раскрасили обода под дерево, предварительно приклеив трубки к ободу. Дюралюминий в те времена ёщё был хрупким и обода часто ломались, но начало было положено. Следующим компонентом велосипеда, где применение алюминия стало решающим является рама. Новые марки сплавов из алюминия позволили совместить малый вес с большой прочностью. Также применению этого материала при изготовлении рам способствовало развитие технологий сварки алюминия. Первым победителем на велосипеде с алюминиевой рамой стал датский гонщик Бьорн Рис в 1996 году на Тур де Франс.
Углеродное волокно. В конце 90-х годов появился революционный материал — карбон, вытеснивший из профессионального велоспорта алюминий. В 1999 году Лэнс Армстронг выиграл Тур де Франс на велосипеде Trek, со многими компонентами, изготовленными из карбона. Удивлял вес велосипеда — 6,8 кг, при увеличении жёсткости и надёжности конструкции. Международная организация велосипедистов ввела ограничения на минимальный вес велосипедов и гонщикам приходилось делать их более тяжёлыми, чтобы не быть дисквалифицированными.

Изобретение трансмиссии для велосипеда

Технические революции в велоспорте.  В 1912 году была придумана механическая многоскоростная трансмиссия. Её изобретение во многом повлияло на среднюю скорость велогонок, хотя до 1937 года её использование было запрещено на основных велогонках мира.

— 1912 — изобретена механическая многоскоростная трансмиссия;
— 1937 — механическую многоскоростную трансмиссию после долгих лет запрета разрешили использовать на велогонке Тур де Франс, с её помощью Роджер Лапьеби победил соперников, имея среднюю скорость на 1 км/ч больше;
— 1951 — компания Campagnolo выпустила Gran Sport — переключатель скоростей, идея которого используется и в настоящее время;
— 1952 — великий велогонщик Фаусто Коппи, используя Gran Sport на своём велосипеде выиграл с отрывом в 27 мин. 28 сек. Тур де Франс;
— 1979 — профессиональным велогонщикам были предложены семискоростные трещотки, что позволяло эффективней использовать передачи, затем появились и десятискоростные трещотки.

Применение эксцентрика

Технические революции в велоспорте.  Появлению эксцентрика способствовало развитие первых механических трансмиссий на велосипеде. Тогда, чтобы переключить передачу, необходимо было открутить и снять колесо, затем, перекинув цепь на другую звезду снова установить колесо на место. Для этого требовалось много времени, особенно на горных этапах, где температура воздуха падала ниже нуля. Решение проблемы предложил Туллио Кампаньоло — велогонщик, а в последствии президент компании Campagnolo. В 1930-м году он запатентовал, придуманный им же эксцентриковый зажим, позволявший практически мгновенно снять колесо с велосипеда. Итальянец Рафаэль Пако в 1931 году победил на пяти этапах Тур де Франс, используя эксцентриковый зажим. Сейчас на велосипедах установлены автоматические переключатели скоростей и эксцентрик используется для быстрой смены колеса при проколе.

Эффективное педалирование

Технические революции в велоспорте.Технические революции в велоспорте.  Туклипсы — приспособление на педалях велосипеда, позволяющее с помощи ремней фиксировать жёстко ногу на педали. Появлению туклипсов способствовала потребность увеличить эффективность педалирования и увеличить коэффициент полезного действия при езде на велосипеде. Их применение позволило использовать другие мышцы велосипедиста при педалировании не только нажатием педали вниз, но и при движении ноги вверх. Следующим этапом в развитии кругового педалирования стало изобретение контактных педалей, где применяется специальный замок, фиксирующий обувь с шипом на подошве велосипедиста жёстко к педали. В данный момент все профессиональные велогонщики используют контактные педали.

Внимание к аэродинамике

Технические революции в велоспорте.  Серьёзно к аэродинамике в велоспорте стали относиться в начале 80-х годов прошлого столетия. Для французского гонщика Бернарда Ино изготовили велосипед «Gitan» со специальной аэродинамической рулевой трубой, плоскими спицами и скрытыми тросами управления трансмиссией и тормозами. После внедрения новинок его средняя скорость увеличилась на 1 км/ч. В 1989 году американский велосипедист Грег Лемонд на финише одного из этапов Тур де Франс отыграл 50 секунд у впереди идущего гонщика. На велосипеде Грега Лемонда был установлен триатлоновый руль, поддерживающий локти гонщика, а на голове аэродинамический шлем. Специалисты посчитали эти два нововведения результатом победы Грега Лемонда. На многодневных велогонках эти новшества не особенно влияют на общий результат, а на разделочных этапах разница заметна. В соревнованиях на треке применение аэродинамических технологий даёт более значимые результаты.

      Также читать на эту тему:

Карбон в производстве велосипедов.  Перспективы у карбона, как материала для массового и недорого производства велосипедов довольно хорошие. Как десять лет назад алюминий вдруг резко вытеснил сталь из велосипедостроения, так и карбон ждёт своего часа…

Аэродинамические тесты в велоспорте. Во время тестов определяется оптимальная посадка велосипедиста, а также коэффициент сопротивления встречному потоку воздуха отдельных частей велосипеда и экипировки спортсмена…

Контактные педали. Они пришли на смену туклипсам с ремнями. Это был один из наиболее значимых технических прорывов в велоспорте. Одним из первых профессионалов, кто стал использовать новинку в 1990 году был Грег Хербольд – известный гонщик. С изделием фирмы Shimano…

Роторная система RS4X.  Роторная система RS4X обеспечивает радикальное решение этой проблемы за счёт изменения угла между шатунами. Она позволяет исключить мёртвую точку и оптимизировать усилия велосипедиста. В течении полного цикла вращения отсутствует резкий перепад нагрузки…

Материал рамы велосипеда. Сплавы из магния. Преимущества. 1. Небольшой вес, даже легче, чем у алюминия и титана. 2. Высокая прочность. При меньшем весе имеют хорошую прочность. 3. Хорошо гасят вибрацию, как стальные рамы…

  • Подбор покрышки к ободу Подбор покрышки к ободу

    В принципе, можно использовать почти любую комбинацию покрышки и обода, у которых совпадают посадочные размеры. Но, с точки зрения практического […]

  • Горелка в велопоходе. Горелка в велопоходе

    Горелки для приготовления пищи туристами начали появляться в широкой продаже в 90-х годах. До этого эту нишу прочно занимали разные […]

  • Как правильно выбрать электровелосипед Какой выбрать электровелосипед

    Применение велосипеда в качестве элетротранспорта стало возможным после того, как развитие электроники дошло до определенного уровня и появления управляющих устройств […]

  • Велосипедные маршруты по Косовскому району

    Содержание статьи1 Велосипедные маршруты из Косова1.1 Веломаршрут из Косова «На гору Кичера»1.2 Веломаршрут из Косова «Обзорный»1.3 Веломаршрут из Косова «Сокольский […]

3 thoughts on “Технические революции в велоспорте

  1. Наверное новые материалы — это самое главное, если есть из чего сделать, то за остальным дело не станет.

  2. Я бы сюда отнёс изобретение цепного привода, хотя это относится не только к велосипеду. Цепной привод повлиял на велосипед больше, чем всё остальное, особенно на начальном этапе развития.

  3. Константин: материалы не главное. Алюминиевый сплав 6061 был доступен с 1935 года, углеволокно широко применялось с конца 70-ых. Титан и магний с 20-ых годов.
    А вот освоить технологию производства велорам и компонентов из этих материалов оказалось слишком сложно — на алюминий ушло 60 лет, на карбон 20.
    Титан и магний скорее всего серийно не освоят никогда.
    Страна которая занимает шестую часть суши, так и не освоила ничего из этих давнодоступных материалов, да и весь мир даже в 2010-ых не более 5% производит из этих материалов.
    И дело не в их доступности или цене. Стоимость материала как сырья не превышает 10% даже у низкотехнологичных компонентов. А 90% — это «всё остальное, за которым и стоит дело»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*