По теории, наиболее эффективного торможения велосипеда можно добиться при использовании обоих тормозов с усилием на грани блокировки колес. Отследить и прочувствовать этот самый момент довольно сложно, так как приходится учитывать много факторов, том числе и коэффициент сцепления с грунтом, поэтому, чтобы избежать блокировки колес и заноса приходится как бы недотормаживать. Чтобы уверенней чувствовать себя в подобных случаях применяют прерывистое торможение на велосипеде.
Принцип способа прерывистого торможения основан на кратковременном блокировании заднего колеса велосипеда 2 или 3 раза в секунду. При остановке колеса, тормоз немедленным отпускается, но не до конца, а до того момента, когда колесо начало вращение. Не всякая блокировка заднего колеса велосипеда приводит к падению, верней чаще всего она не ведет к заносу и падению, поэтому риск заноса при прерывистом торможении намного уменьшается из-за небольшого отрезка времени блокирования колеса.
Предельная сила, которая вызывает блокировку колеса зависит от коэффициента сцепления колеса с дорогой. Чтобы процесс прерывистого торможения проходил плавно, с большей эффективностью и безопасностью, приложенное усилие не должно изменяться больше, чем на 10% в обе стороны (110% и 90%), если учитывать, что 100% — это усилие, при котором происходит блокировка колеса. В таком режиме можно даже плавно изменять направление движения велосипеда, что при полностью заблокированном колесе невозможно.
Как прерывисто тормозить на велосипеде
Сложность возникает при первом усилии, приложенном, чтобы вызвать блокировку колеса — оно выполняется с изначально большим усилием, чтобы найти и прочувствовать тот предел, когда грунт уже не держит, а затем прилагать достаточные периодические усилия в небольшом диапазоне.
Использовать метод прерывистого торможения можно только в случае с задним тормозом. Если попробовать также тормозить и передним тормозом, то из-за рывков, возникающих при прерывистом торможении, переднее колесо наверняка уйдет с траектории движения, а это закончится падением.
В любом случае, прерывистое торможение намного безопасней случайной блокировки колеса, так как это процесс управляемый и контролируемый — уменьшаемое усилие на тормозную ручку прекращает блокировку колеса, не давая заносу развиваться. Случайная же блокировка колеса как правило всегда является фактором неожиданным.
Прерывистое торможение на велосипеде довольно эффективный и безопасный метод, но при неправильном использовании, шансов оказаться на земле более, чем достаточно, главное не использовать его на слишком скользкой дороге, а периоды, когда колесо заблокировано должны быть минимальными. Большая эффективность достигается при перемещении центра тяжести назад, так увеличивается сцепление заднего колеса и увеличивается тормозное усилие, которое приходится на задний тормоз.
Еще почитать на эту тему:
Правильно сидеть на велосипеде. Если правильно сидеть на велосипеде, то посадка на нем намного отличается от посадки при стоянии или сидении. Посадка, которая удобна, чтобы сидеть на стуле, вряд ли является удобной для езды на велосипеде…
Использование переднего тормоза велосипеда. Максимально эффективное торможение происходит тогда, когда передний тормоз действует так сильно, что заднее колесо оказывается в таком положении, что готово оторваться от земли. В этом случае, даже небольшое нажатие на задний тормоз…
Причины падения с велосипеда. При плохом сцеплении, любая боковая сила вызывает скольжение колеса, а не качение. Как правило такое явление наблюдается на песке, при гололеде или на мокром асфальте…
Использование заднего тормоза на велосипеде. Как правило в 95% случаев опытные велосипедисты при торможении используют только один передний тормоз велосипеда. Но, возникают ситуации, когда использовать задний тормоз предпочтительней…
Одновременное использование переднего и заднего тормоза. Если передний тормоз не создает достаточно мощное усилие, чтобы обеспечить полноценное торможение, то задним тормозом можно помогать переднему…