Сопротивление шины велосипеда к заносу (скольжению) называется «сцеплением». На тему сцепления шины ведутся споры по трем направлениям: при торможении, подъёме на гору и движению на поворотах.
Содержание статьи
Сцепление с дорогой
Различные конструкции протекторов шины улучшают или ухудшают сцепление в каждом из трех случаев. Сцепление с поверхностью зависит от внутреннего давления шины, от состава резины, и от рисунка протектора. Также, на сцепление влияют такие факторы, как наличие (отсутствие) амортизатора, поза велосипедиста и техника управления велосипедом.
Внедорожный протектор
Рисунок протектора шины может улучшить сцепление с поверхностью в двух случаях:
— выпуклости протектора на твердых и неровных поверхностях могут цепляться за рельеф дороги, уменьшая вероятность скольжени;
— на мягком и болотистом грунте выпуклости протектора вдавливаются в поверхность улучшая сцепление.
Specialized Ground Control в конце 80-х годов начали революцию в конструкции протекторов. Эти покрышки и последующие за ними шины для MTB имели большие выступы на протекторе и дополнительную стяжку, чтобы выступы не отгибались от центральной линии покрышки.
Такие выступы намного улучшили эксплуатационные качества шин при езде по песку и грязи, так как в процессе качения секция шины, вступая в контакт с землей уплощается. Такое уплощение позволяет удалённым от центра выступам загибаться внутрь и подобно щипцам захватывая мягкий грунт.
Протектор для дороги
Для использования на дороге шинам велосипеда не надо иметь какой-либо протектор с рельефом, лучшие шины для дороги вообще гладкие, без протектора. Большинство людей думают, что гладкая шина склонна к скольжению по поверхности, из-за этого такие шины редко покупают неискушённые велосипедисты.
Многие производители шин к этому приспосабливаются и наносят на свои шины очень тонкий рисунок, по большому счету руководствуясь маркетинговыми или косметическими соображениями. Если рассмотреть асфальт или бетон, можно увидеть, что у дороги текстура намного более «шершавая», чем рельеф у протектора качественной дорожной покрышки. Из-за гибкости, любая даже гладкая шина, когда контактирует с дорожным покрытием деформируется и приобретает форму с текстурой дорожного покрытия на время контакта с дорогой.
Часто люди спрашивают, «Делаются ли скользкими гладкие шины на мокрой дороге или хуже того на мокрых деталях из металла (стыках расширений, полос краски, на железнодорожных рельсах?». Ответ будет утвердительным — делаются. Но, так же себя ведут и шины, которые имеют протектор. Все шины в таких условиях являются скользкими. Рельеф на протекторе в этом нисколько не помогает.
Изгиб выпуклостей
Протекторы с шишками на твердых поверхностях практически дают худшее сцепление! Связано это с тем, что выпуклости протектора могут сгибаться под воздействием боковых нагрузок, а для гладкого протектора такое невозможно. Когда выпуклости изгибаются, то возникает кратковременная потеря управляемости. Сцепления шины хватает для умеренного движения в повороте, когда центробежная сила превышает определенное значение, то начинают сгибаться выпуклости и сцепление пропадает.
Комбинированные протекторы
Производители предлагают покрышки, которые имеют «комбинированный протектор». Он предназначен для хорошей работы покрышки на любой поверхности — на дорожном покрытии и по грязи. Но, как правило это не так.
Конструкция такой покрышки имеет ближе к центру гладкую поверхность протектора, а по бокам выпуклости.
По теории центральная дорожка обеспечивает уверенную езду на хорошем дорожном покрытии, при сильно накачанной шине, выпуклости же начинают работать на бездорожье, при низком давлении в шине, а также когда колесо погружается в мягкую поверхность. Еще одним аргументом подобной конструкции является то, что выпуклости увеличивают сцепление при наклоне на повороте.
Но, покрышки с комбинированным протектором на практике не выполняют всё, что было задумано. На них хорошо двигаться по грязи, но они совершенно не подходят для дорожного покрытия. Такие шины тяжелей шоссейных. При агрессивном повороте, когда происходит переход от центральной дорожки к боковым выпуклостям может произойти внезапный снос. Комбинированные шины не такие шумные и медленные, как специальные шины для грязи, но по этим параметрам они намного хуже, чем шины имеющие гладкий протектор.
В случае, если вы катаетесь и по хорошей дороге и по грязи, то возможно, что лучшим для вас выбором будет использование комбинированной шина впереди и шоссейной шины сзади.
Шелдон Браун
Еще почитать на эту тему:
Колёса и покрышки для грунта. Увеличенный диаметр колеса способствует уменьшению сопротивления качению. На ровных дорогах с хорошим твёрдым покрытием это уменьшение не очень большое. Чем более деформируемый грунт, тем…
Основные размеры велошин. Все велосипедные шины имеют обозначения, которые указывают на их диаметр, максимально допустимое давление, поперечное сечение, дату изготовления и другую информацию…
Проверяем качество покрышки велосипеда. Если провести по поверхности резины сухим пальцем с сильным нажатием и на нём останется заметный тёмный след, то значит в резине слишком большое количество наполнителя и служить такая резина будет недолго…
Зимние и летние шины для велосипеда. Зимние и летние шины для велосипеда – это как говорят две большие разницы. Найдём пять основных признаков, отличающих зимние шины от летних. 1. Высота протектора. У зимней резины протектор всегда будет…
Обкатка шипованных покрышек для велосипеда. Как и в случае с автомобилем на велосипеде, в отличие от нешипованых, шипованные покрышки необходимо обкатывать…