Старый и новый типы цепи велосипеда

В конструкциях велосипедов произошло много революций в последние пятнадцать лет. Некоторые из них стали заметными и яркими, например появление нового типа велосипеда — горного, дисковые колеса и новые конструкции рулей. Другие новшества были не такими заметными, но от этого не менее значительными, к ним относятся появление контактных педалей, велосипедных компьютеров и индексное переключение передач.

Такая же мало замеченная революция произошла и в конструкциях велосипедных цепей. Многие не обращают особого внимания на велосипедные цепи. Со стороны они все выглядят одинаково. На что интересно смотреть, так это на переключатели, и есть, что обсудить. Самое интересное то, что цепь является тем элементом, под который и конструируют все переключатели.

В вело цепях старого образца на два полу звена приходится десять деталей. Стандартная цепь, применяемая на многоскоростном велосипеде имеет 114 звеньев и состоит из 570-ти деталей — это больше, чем количество деталей во всем остальном велосипеде. В цепи имеется 114 внутренних пластин, 114 внешних пластин, 114 роликов, 114 стаканов (втулок) и 114 осей-заклепок.

Основным революционным новшеством было появление цепей без стаканов. Впервые такой цепью стала Sedisport, которая заслужила хорошую репутацию, затем другие производители повторили ее конструкцию. Такие велосипедные цепи нового типа имеют всего восемь деталей на двух звеньях. Если посмотреть на цепь, установленную на велосипед, то невозможно определить какого она типа, так как другие детали скрывают стаканы. Увидеть их можно, только если разобрать цепь.

Старый и новый типы цепи велосипеда

Конструкция традиционных велоцепей

Две внутренние пластины в традиционной вело цепи между собой соединены стаканом (втулкой) — он подобен полой оси. Если разобрать звено такой цепи, то снаружи внутренних пластин можно увидеть развальцованный край стакана.

Наружные пластины в собранном состоянии закрывают стакан — его внешняя часть также не видна, ее закрывает ролик. Заклепки, которые соединяют пластины цепи проходят внутри стаканов, ролики находятся снаружи. При этом внутренняя и внешняя стороны стакана подвергаются износу.

Цепи без стаканов

В таких вело цепях внутренние пластины не плоские. Вместо обыкновенного отверстия для запресовывания стакана на каждом отверстии внутренней пластины имеется кольцевой выступ в половину внутренней ширины цепи. Край этого выступа имеет фаску, благодаря которой цепь перемещаться более гладко при перекосе, чем традиционная велоцепь. Возможно из-за этого переключение также происходит легче. Из-за того, что «стакан» в цепи без стакана состоит из двух половинок, не соединенных непосредственно между собой, то такая цепь в поперечном направлении изгибается лучше — между половинками «стакана» имеется небольшой зазор.

Места смазки

Я считаю, что основной причиной увеличенного ресурса цепей без стаканов является лучшая смазка цепи в ее уязвимых местах.

Есть три точки, где должна находится смазка. Первая и самая важная точка — это место, где заклепки трутся о внутренние пластины, в то время, когда звенья цепи поворачиваются относительно друг друга. Вторая — это внутренняя поверхность ролика, смазка в этом месте обеспечивает свободное вращение ролика при попадании его на зубья и во время схода с них.

Когда ролик не вращается, то он скользит по зубьям и вызывает увеличенный износ звезд. Третья точка — это место соприкосновения внешних и внутренних пластин, хотя место их контакта намного меньше нагружено, чем другие места.

В традиционных вело цепях, чтобы масло попало на заклепку, ему необходимо пройти внутрь стакана между пластинами — внутренней и внешней. Если использовать спрей, то масло внутрь звена проникает с двух сторон одновременно. Воздух, оставшийся внутри стакана может закупорить вход для дальнейшей смазки. К тому же в открытое пространство между внутренней и наружной пластинами попадает дорожная пыль и сильно загрязняет цепь. Поэтому, если все же масло попадает внутрь стакана, то уже загрязненным.

В цепи без стаканов смазка попадает по другому. Когда масло попадает на ролик, то просачивается внутрь с двух сторон и вытесняет воздух через зазор между двумя половинами стакана. Капнув масло на такой цепи только на ролик, оно попадает и на внутреннюю поверхность ролика и на заклепку, а по ней к зазоры между пластинами. Так как боковые пластины смазываться изнутри, то поток смазки вымывает грязь наружу. Ролики цепи очищаются сами, при при контакте с зубьями звезд.

Старый и новый типы цепи велосипеда

Шелдон Браун

Еще почитать на эту тему:

Заедание звеньев цепи велосипеда. Бывает, что вы при езде на велосипеде регулярно чувствуете, что педали проскакивают или делают рывки через каждые три или четыре оборота. Это говорит о том, что…

Проскакивание цепи велосипеда. Проскакивание цепи вызывает одно из двух не связанных между собой явлений – непосредственно проскакивание и самопроизвольное переключение передач. Главное, чтобы решить проблему, необходимо определить, что именно происходит из двух случаев…

Износ цепи велосипеда. Берём участок цепи с количеством звеньев в нём – 20. Умножив количество звеньев на длинну стандартного звена 12,7 мм, получим размер участка новой цепи из 20-ти звеньев, равным 254 мм. Берём линейку и меряем…

Блочная цепь велосипеда. В конце 70-х годов блочные цепи окончательно исчезли из продажи. Их заменили современные цепи шагом 1/2 дюйма и шириной 3/32 дюйма, которые использовались с переключателями скоростей. Но, трековые велосипедисты все равно предпочитали использовать более широкие цепи…

  • Раздельное седло велосипеда Раздельное седло велосипеда

    Одним из способов решить проблему действия седла велосипеда на мужские половые органы является раздельное седло. К этой конструкции не раз […]

  • Защита пера велосипеда Защита пера велосипеда

    Защиту пера велосипеда часто называют защитой от цепи. Правое заднее нижнее перо рамы, над и под которым проходит цепь, часто […]

  • ХВЗ В-553 "Старт - Шоссе" В-553 (юбилейный). ХВЗ В-553 «Старт — Шоссе» В-553 (юбилейный)

    Спортивно — шоссейный велосипед В-553 “Старт – Шоссе” (юбилейный) был выпущен Харьковским велосипедным заводом им. Г. И. Петровского в 1967 […]

  • Спортивно - шоссейный велосипед "Чемпион" В 551. Спортивно — шоссейный велосипед «Чемпион» В 551

    Выпускался на Харьковском велосипедном заводе с 1957 по 1963 год. Спортивно — шоссейный велосипед В 551 предназначался для соревнований и […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*