В системе ISO толщина спиц измеряется в миллиметрах:
— США/Англия 16g — 1,6 mm;
— США/Англия 15g — 1.8 mm;
— США/Англия 14g — 2,0 mm;
— США/Англия 13g — 2,3 mm.
Спицы велосипеда бывают с круглым сечением по всей длине и с переменным сечением (swaged (butted)).
Спицы с переменным сечением выпускают в пяти видов:
Single-butted
Спицы с утолщенной частью у конца с головкой и с более тонкой по остальной длине до самой резьбы. Встречаются редко, применяются, когда необходимо более прочное колесо со стандартными отверстиями на ободе.
Double-butted
Эти спицы более тонкие в средней части, чем на концах. Наиболее встречающиеся размеры:
— 2,0/1,8/2,0 (14/15g);
— 1,8/1,6/1,8 (15/16g).
Такие спицы экономят вес, а утолщенные концы придают им прочность в местах сильных напряжений, как у спиц с постоянным сечением. Утонченная часть спиц придает им эластичность и позволяет упруго растягиваться в большом диапазоне, если сравнить с цилиндрическими спицами. В момент удара колеса об выступ или камень и резкого возрастания нагрузки в одном месте самые нагруженные спицы удлиниться в таких пределах, чтобы перераспределить эту нагрузку на соседние спицы. Это не позволяет разрушать обод в месте около спицевых отверстий.
Triple-butted
Спицы DT Alpine III лучше всего проявляют свои качества, когда необходима надежность и долговечность, например в тандемах или в туризме при перевозке груза. Они имеют преимущества двух видов спиц — single и double butted. У DT Alpine III у головки размер 2,34(13g), 1,8 (15g) по середине и 2,0 (14g) возле резьбы.
Если на спицах накатанная резьба, то внешний диаметр у резьбы больше диаметра проволоки спицы, поэтому отверстия во фланцах втулки должны быть такого размера, чтобы резьбовая часть тоже проходила в отверстие. Чтобы конструкция колеса была прочная, важно совпадение диаметра спицы у головки и диаметра отверстия на фланце. Спицы single-butted и triple-butted решают эту проблему. Так как у этих спиц возле головки диаметр больше, то люфта во фланце не будет.
Аэродинамические или эллиптические спицы — это вариант спиц double-butted, где тонкая часть имеет сечение в форме эллипса. Такое сечение делает спицу более аэродинамической. Самые известные спицы — Wheelsmith Aero с диаметром 1,8 (15g) у концов, и 2,0×1,6 в форме эллипса в средней части и эквивалентно 16g. Мне больше всего нравятся эти спицы не потому, что они дают преимущество в аэродинамике, а потому, что при сборке или регулировке колеса на них хорошо видны деформации и кручения, которых надо избежать.
У аэродинамических плоских спиц более выраженный плоский профиль, чем эллиптический. Но, такие плоские спицы невозможно продеть в отверстия у обычной втулки, так как они слишком широкие. Приходится в стандартной втулке во фланце проделывать узкие прорези. Это ослабляет фланец и прерывает гарантию.
В начале 90-х годов многие увлекались плоскими спицами Hoshi — у них не было традиционной головки, а только изогнутый конец. При такой конструкции во фланец вставлять спицу можно было головкой вперед. Такие плоские спицы можно было использовать со стандартной втулкой. Но к сожалению, эти спицы часто ломаются, я бы не советовал их использовать.
Шелдон Браун
Еще почитать на эту тему:
Про велосипедные спицы. Спицы на колесо велосипеда должны быть из нержавеющей стали. Она прочная и не подвержена коррозии. Недорогие колеса собирают на хромированных или оцинкованных спицах…
Хорошие обода для велосипеда. Сейчас обода производятся методом экструзии – полурасплавленный металл подают под давлением через отверстие с формой поперечного сечения обода. Полученный профиль сворачивают кольцом…
Неисправности ободов велосипеда. Неисправности ободов велосипеда, в основном возникают из-за больших механических нагрузок, прилагаемых к нему, несвоевременной протяжки спиц или при неправильной обтяжке при спицевании колеса…
Подбор покрышки к ободу. В принципе, можно использовать почти любую комбинацию покрышки и обода, у которых совпадают посадочные размеры. Но, с точки зрения практического использования…