17.03.2011. Предварительные железнодорожные кассы. Беру билеты на поезд Донецк — Севастополь до Бахчисарая и обратно. Половина дела сделано. До поездки 42 дня.
29.04.2011. С утра посмотрел в интернете прогноз погоды на неделю. Он не радовал: по всей Украине дожди и в Крыму в том числе. В подтверждение тому за окном шёл дождь. Но отменить или перенести поездку даже не возникало мысли. У меня было два варианта добраться до вокзала. Если хорошая погода, то своим ходом: там разобрать велосипед и сесть в поезд. Или сесть в такси с разобранным велосипедом. Чтобы не рисковать выбрал второй вариант: упаковал велосипед в чехол, собрал вещи по списку, который составлял и корректировал по возможностям вместительности велосумки
В 19.00, за час до отхода поезда был на вокзале. Он был забит людьми с рюкзаками и экипировкой. Столько туристов в одном месте я ещё не видел. Практически весь поезд Донецк — Севастополь был заполнен людьми, едущими на майские праздники в Крым, причём пеших туристов. Несколько человек были с велосипедами. В купе запихнул велосипед на багажную полку и предупредив попутчиков, что я храплю, сразу лёг спать.
30.04.2011. Проснулся от шума, поезд прибывал в Симферополь и народ собирался на выход. Самое интересное, что из вагона вышли все, и до Бахчисарая я ехал в полном одиночестве. В 6.00 поезд прибыл в Бахчисарай. Погода была нормальная и это радовало. Высадившись нашёл на вокзале уютный дворик под деревьями и начал собирать велосипед. Это сразу привлекло внимание местного бомжа и он направился ко мне. Для приличия он похвалил мой велосипед, спросил с какой скоростью он едет и как далеко можно на нём доехать. После вступления последовало предложение сообразить на двоих, отчего я конечно отказался. Потеряв в ко мне интерес он кудато исчез. За ним пришёл второй, и в отличие от первого просто попросил денег. После отказа и его не стало. Больше мне никто не мешал и я думал, что минут за пятнадцать всё закончу. Но когда качал переднее колесо, вырвало сосок. Пришлось менять камеру. Перед поездкой я залил в колёса герметик от проколов и хотел проверить как он работает.
Забегая вперёд скажу, что за весь сезон с Апреля до конца Октября у меня не было ни одного прокола. Чтобы не потерять герметик, разрезал старую камеру ножом и одноразовым шприцом из аптечки переместил герметик в новую камеру. Это заняло много времени, но таким образом я сохранил больше половины герметика. Наконец велосипед был готов. Еще одна запасная камера была, но надо было купить вторую в ближайшем веломагазине.
Конкретного плана поездки у меня не было, но предварительно я хотел ехать в Баштановку и оттуда уже проехать по всем окрестностям. Но тут появился человек, который изменил мои планы. Вернее это я присел на лавку, где он уже сидел. Мужик захотел со мной познакомиться и я понял, что это ещё один джентельмен удачи с утра в поисках десятки. Но свой шанс он использовал на все сто процентов, предложив мне дать адрес, где можно остановиться в Бахчисарае. Это были его соседи. Я подумал, может и правда здесь остаться. Записал адрес и дал мужику десять гривен за наколку. Он довольный побежал похмеляться, а я поехал искать адрес, если он конечно существовал. Адрес был, но внешний вид дома вызвал у меня сомнения: трёхэтажное добротное строение выделялось на фоне рядом стоящих. Я опять подумал: а туда ли меня направили? Но раз приехал надо было узнать. На звонок вышел хозяин и всё оказалось правдой: мне показали маленькую комнату на хозяйской стороне всего за 50 гривен в сутки. Вид из окна был отличный и я решил остаться.
Бахчисарай. Старый город. Вид из моего окна.
Вечером Шахтёр играл с Динамо и я попросил хозяина посмотреть матч по телевизору в их гостинной, на что он любезно согласился. Было ещё утро, но в поезде я не выспался и ехать никуда не хотелось. Но терять драгоценное время тоже было нельзя и повалявшись час на кровати я решил куда нибудь проехаться. Взял карту и выбрал посёлок Научный. До него было примерно восемь километров по грунтовой дороге. Расспросил маршрут у хозяина и поехал.
Дом, в котором я жил. Источник.
На выезде из Старого города набрал воды в источнике с табличкой «Кипятить» и поехал по долине Биюк — Ашлама. Через километр остановился возле большого камня и решил сам себя сфотографировать. Установил фотоаппарат на камень, выставил задержку и побежал к велосипеду. Получилось с первого раза. Больше в течении всего велопохода моей физиономии в кадре не было.
Ущелье Кучук — Ашлама. Это я.
Ещё через километр подъехал к развилке. Одна дорога шла высоко на гору, посмотрел в карту: она называлась Сель — Бухра. Перевалив через неё сразу можно было попасть в Научный. Вторая вела в село Прохладное, через него до Научного было дальше, но я выбрал этот маршрут: очень не хотелось лезть на гору. Как оказалось потом я слегка ошибался: уже через километр начался такой подъём, что пришлось метров 500 тащить велосипед пешком с остановками для отдыха. Наверху, присел на краю дороги отдышаться и тут подошли два туриста с рюкзаками. Они шли из Прохладного в Бахчисарай и объяснили как мне ехать дальше.
г. Беш — Кош. Долина Биюк — Ашлама.
Дорога уходила вниз и после пешего подъёма я полтора километра вообще не крутил педали. Спуск закончился почти перед самым Прохладным. Там увидел искателей кладов, они с металодетекторами ходили по полю. Хотел подойти и поинтересоваться, но они отвернулись, дав понять, что не хотят со мной разговаривать. Из Прохладного начинался асфальт, но затяжной подъём в два километра с изгибами испортил всю радость от хорошей дороги. Преодолев его, вышел на финишную прямую: впереди видно было Научный с его куполами обсерватории.
Дорога в Научный. Телескоп обсерватории.
В посёлке покатался по дорожкам между куполами телескопов, сделал несколько снимков. В одном месте увидел надпись: «Осторожно! В этом месте наибольшее скопление клещей». И сразу засобирался в обратную дорогу, тем более нужно было успеть на футбол. Назад выбрал маршрут через гору Сель — Бухра. Пешком затащил на неё велосипед и быстро спустился к той развилке, где рассматривал карту. Через пятнадцать минут был у своего нового дома. Получилось от дома до Научного и обратно 22 км. Плюс 5 км по Бахчисараю. Итого 27 км, из них пару километров тащил велосипед пешком вверх. Разминка получилась неплохой. Футбол смотрел вместе с хозяевами, они из за меня болели за Шахтёр. Он кстати проиграл, но у меня всё равно было хорошее настроение от поездки.
01. 05. 2011. Проснулся около восьми утра. Пока завтракал, смотрел в карту и выбирал маршрут на сегодняшний день. Выбрал маршрут: Бахчисарай — Прохладное — Научный — Верхоречье — Баштановка — Предущельное — Бахчисарай. Часть поездки проходила по вчерашнему маршруту и для разнообразия решил слегка изменить начальный отрезок. По ущелью Кучук — Ашлама с трудом поднялся наверх и увидел два дома. Оказывается это был ещё Бахчисарай — название улицы было такое же на которой я жил. Дальше дорога резко пошла наверх и в очередной раз пришлось на себе тащить велосипед метров 500. Наверху открылся пейзаж с водоёмом вдалеке и заброшенным карьером на переднем плане. Щёлкнув пару раз фотоаппаратом, начал спуск вниз и через пару километров оказался в точке, где вчера двое туристов показывали мне дорогу.
Долина. Заброшенный карьер.
Через Прохладное до Научного дорога была уже знакомая и вскоре я был там. У первого встречного спросил как проехать в Верхоречье. Он показал направление и сказал, что вариантов много, но заблудиться нельзя. На выезде из посёлка находились дачи, почти все полностью засаженные тюльпанами. Вокруг всё было яркое и разноцветное.
Тюльпаны. Много тюльпанов.
Сразу за дачами начался крутой спуск три с половиной километра. После дождей на отдельных участках дороги были глубокие лужи и колея от грузовиков, и чтобы их объехать приходилось съезжать на боковые тропинки.
Дорога в Верхоречье. Боковые тропинки.
Перед Верхоречьем руки болели от постоянного нажатия на рычаги тормозов. Осмотр колодок показал их износ на 50% только от одного этого спуска.
Дерево. Перед Верхоречьем.
Дальше пошёл асфальт и проехав Кудрино я свернул перед Машино к пещерному городу Тепе — Кермен. Там долго не задерживался, издалека сфотографировав гору.
р. Марта. Пещерный город Тепе-Кермен.
Отсюда туристическая тропа вела прямо в Бахчисарай в район Чуфут — Кале. По ней пешие туристы приходили на Тепе — Кермен. Но я назад выбрал другую, более длинную дорогу через Баштановку и Предущельное по асфальту. В Бахчисарай въезжал слегка подуставший, но довольный. Велоспидометр показывал расстояние 45 километров — такой получился кружок.
Альпинисты в Бахчисарае. Бахчисарай.
02.05.2011. Бахчисарай — Баштановка — Куйбышево — Большое Садовое — Танковое — Бахчисарай. В этот день решил посетить такие достопримечательности: пещерный монастырь Качи — Кальон, Сюреньская крепость и монастырь Челтер — Коба. До Баштановки добрался по дороге, по которой возвращался накануне через Предущельное. В монастырь Качи — Кальон подниматься не стал, не на кого было оставить велосипед. Это один из немногих недостатков, когда едешь один. Сфотографировал место там, где он находился и поехал дальше.
Качи — Кальон. Качи — Кальон. Пещеры.
В Баштановке сделал остановку на берегу озера. Турстоянка около него была пустая. Это было странно, если учесть что Бахчисарай на майские праздники был заполнен туристами всех мастей. По карте выбрал 81-й туристический маршрут и поехал. Дорога проходила по лесу и всё время поднималась вверх. После почти четырёх километров подъёма я уже начал уставать, но тут местность начала выравниваться и я понял, что достиг самой высокой точки. Но тропинка по которой я ехал совсем не была похожа на ту протоптанную дорогу вначале, и я понял, что сбился с этой самой туристической тропы.
Разветвлений было много и где-то я свернул не туда. Эта тоже раздваивалась: я выбрал правую и метров через 300 опять выехал на 81-й маршрут. Потом, уже дома ,анализируя и просматривая трек поездки, записанный логгером, я понял, что если бы поехал налево, то метров через 500 выехал бы на асфальтированную дорогу из Куйбышева в Высокое. Но и так было неплохо, после мучений подъёма я 3,5 км катился, сдерживая велосипед вниз до самого Куйбышева по балке Кара — Таучик.
Озеро в Баштановке. р. Кача в Баштановке.
Перед посёлком выехал прямо на два хорошо ухоженных футбольных поля. Табличка гласила, что это частная собственность и надо было отсюда уходить. Рядом было здание и стоял автобус футбольного клуба «Севастополь». Я заехал в магазин, купил воды и по дороге Ялта — Бахчисарай направился в Большое Садовое. Там к монастырю и крепости надо было подниматься наверх и тут я столкнулся с проблемой куда пристроить велосипед, пока буду ходить. Но она решилась неожиданно быстро. Татарин из близлежащего кафе увидел, что я один и сам предложил оставить у него велосипед. Денег за стоянку не взял и сказал, чтобы там в горах я был поосторожней.
Началась самая трудная часть поездки: подъём пешком к монастырю и крепости. Это было намного тяжелей, чем ехать на велосипеде на подъём. Приходилось через каждые 50 метров останавливаться и отдыхать. В монастыре набрал воды в источнике и сделал несколько фотографий. Дальше была крепость.
Пещ. монастырь Челтер — Коба. Навес.
Перед самой крепостью пришлось карабкаться почти вертикально. Вид Сюреньской крепости был не сильно впечатляющим, единственное, что компенсировало мучения по подъёму это пейзажи, открывающиеся на Большое и Малое Садовое.
Спуск оказался ещё трудней, чем подъём. Коленные суставы болели и я мечтал быстрей добраться до велосипеда. До Бахчисарая оставалось километров двадцать и надо было вернуться до темноты. Через Танковое я благополучно вернулся в Бахчисарай.
Там внизу мой велосипед. Вид на Малое Садовое.
Это был самый трудный день из всей поездки. Итого получилось 54 км только на велосипеде. Плюс пешком не знаю сколько, но в эту ночь я спал крепко.
03.05.2011. С утра на небо было затянуто тучами, но дождь не шёл. Из близжлежащих достопримечательностей осталось посмотреть пещерный город Чуфут — Кале, Свято — Успенский монастырь и Ханский дворец. На сегодня выбрал Чуфут — Кале и чтобы усложнить маршрут после этого хотел спуститься к Тепе — Кермен и через Машино и Предущельное вернуться в Бахчисарай. На Чуфут — Кале поехал из Старого города мимо автодрома к турстоянке Бешик — Тау. Там стояло штук пять палаток.
Дачи в Бахчисарае. Вид на долину Биюк-Ашлама.
Таблички на столбиках указывали номер маршрута и заехать не туда было мало шансов. По 104 маршруту начал подниматься к пещерному городу. Подъём был довольно крутой, но преодолимый. На самом верху начал накрапывать дождь. Оставил велосипед охраннику и пошёл гулять по Чуфут — Кале. Одна парочка приехала на машине со своим гидом. Он водил их по городу и рассказывал интересные вещи. Я пристроился в десяти метрах от них и пока делал фотографии бесплатно прослушал лекцию по истории. Спасибо им огромное.
Небольшой дождь продолжался и надо было решать: ехать по намеченному маршруту или возвращаться из за дождя. Самому решать не пришлось: на половине пути при спуске к турстоянке Бешик — Тау начался ливень. Я мгновенно промок. Дорогу тоже развезло и велосипед начало бросать из стороны в сторону, особенно на участках дороги, где была глина. На одном из таких участков меня занесло и я юзом проехал по глине на левом боку. Так было ещё два раза. Под крылья и на тормоза налипли куски грязи и мешали колёсам нормально вращаться. Мало того: в цепь вместе с грязью попал маленький камень и из за него натяжитель цепи заднего переключателя заклинил и его вывернуло через ограничитель далеко назад. Хотел сфотографировать эту картину, но боялся намочить фотоаппарат. Когда выехал на более или менее хорошую дорогу с щебёнкой, грязь начала отваливаться. Тормоза из за воды грязи плохо схватывались и в тот момент я пожалел, что не поставил дисковый тормоз хотя бы на переднее колесо. По Бахчисараю текли потоки воды. В один из них зашёл по колено в воду с велосипедом и смыл основные куски грязи. Дождь закончился как раз, когда я подъехал к дому. Хозяин дома, увидев меня сразу затопил баню. Вся вторая половина дня ушла на стирку вещей и смывание грязи с себя и велосипеда.
При осмотре заднего переключателя выяснилось, что погнулся петух — его я почти выровнял руками. Натяжитель цепи тоже погнуло и пластмассовые шестерёнки имели большой люфт. Из за этого цепь на кассете перескакивала как хотела и куда хотела. Итог дня был такой: всего 15 км преодолённого расстояния и сломанный велосипед. Всю программу дня не выполнил, но на Чуфут — Кале побывал.
04.05.2011. Велосипед был сломан, запасного переключателя скоростей у меня не было. Ехать искать где его купить не имело смысла и тем более тратить время на ремонт. Вечером у меня был поезд и сегодняшний день я распределил так: посещение Ханского дворца, после обеда Свято — Успенский пещерный монастырь. Передвигался только пешком.
Свято-Успенский пещерный монастырь.
На сборы в обратную дорогу выделил два часа. За час до поезда хозяин на своей машине отвёз меня на вокзал, где мы попрощались и я поблагодарил его за гостеприимство.
Итог: велопоход мне понравился. Общее расстояние, которое я проехал небольшое — около 150 — ти км, но если учесть, что это Крым, то можно прибавить ещё 50%. А если ещё к этому прибавить массу интересных мест, где я побывал, то получается ещё лучше.
Также на эту тему читать:
Велопоход. Крым, Сентябрь 2011. Раннее утро 6.00. Выгрузился из поезда. Накрапывал дождь, и надо было побыстрей собрать велосипед. Как раз, когда заканчивал, дождь усилился и я быстренько перебрался в здание вокзала. Ждал полтора часа: за это время успел позавтракать, изучить расписания поездов, от безделия рассматривал карту и даже поговорил с какой то бабушкой…
Фотографии Крыма. Мангуп. Фотографии, сделанные во время одной из поездок по Крыму…
Река Кальчик. Фотографии. В Донецкой области есть небольшая река Кальчик. Я часто езжу туда на велосипеде и считаю её самой чистой рекой в Донецкой области. Иногда совмещаю поездки на велосипеде с рыбалкой. Выкладываю фотографии, сделанные мной во время поездок на реку Кальчик…
Категория сложности велопохода. По своей сложности все велопоходы подразделяются на несколько категорий…